Аромат свежесваренного кофе. С чем он ассоциируется? Какой спектр эмоций и воспоминаний пробуждает?
Не важно, где вы его почувствуете - дома, в кофейне или возле кофейного автомата на заправке. Аромат кофе - это нечто уникальное для нашего мозга, он как наркотик действует на нервную систему, подобно булочкам с корицей.
Как и почему? Объясняем!
ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Или "эффект Пруста", названный в честь французского писателя Марселя Пруста. В своем семитомном романе "В поисках утраченного времени" он описывает свой опыт взаимодействия с запахами, как они катапультируют его назад в прошлое.
Фактически, Марсель Пруст утверждал, что от далекого прошлого у нас остаются именно запахи, нематериальные и неосязаемые присутствия. Интересная теория из мира литературы, которая имеет подтверждения наукой.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Каждый раз, когда мы пробуем что-то очень вкусное, у нас возникает иллюзия, будто удовольствие рождается во рту, но на самом деле только четверть этого приятного ощущения связана со вкусом, остальные 75% - это запах.
Если первоначальный опыт дегустации был положительным, то каждый раз, когда он повторяется, приятные воспоминания и ощущения могут запускаться снова и снова.
Обоняние - одно из самых мощных и эффективных органов чувств, вызывающее не только воспоминания, но и эмоции.
Запах оживляет эпизод из прошлого, и, переживая его заново, всплывают связанные с ним эмоции.
ЧТО ДЕЛАЕТ ОБОНЯНИЕ ОСОБЕННЫМ?
Во-первых, его нельзя намеренно «деактивировать». Мы можем избежать визуального стимула, просто закрыв глаза, Сделать то же самое с запахом не так просто.
Обоняние - одно из первых и главных чувств. К слову, обонятельный нерв формируется уже на седьмой неделе беременности, а это значит, что первое чувство, которое испытывает человек (еще в утробе матери) - это запах.
Это единственное чувство, напрямую связанное с лимбической системой, самой глубинной частью мозга, которая отвечает за все наши воспоминания, за наше настроение, эмоции, реакции, связанные с выживанием человека как вида.
Обоняние бессознательно распознает, что нам нравится, а что может нанести вред, ему удается влиять на наши аффективные предпочтения и наше повседневное поведение.
Запахи могут даже изменить то, как мы воспринимаем информацию.
АРОМАТЫ, НЕЙРОБИОЛОГИЯ И НЕЙРОМАРКЕТИНГ
Нейробиология подтвердила способность запахов вызывать эмоции и воспоминания.
А нейромаркетинговые исследования показывают, что 75% эмоций вызываются запахами.
Ясно, что сила обонятельной памяти будет зависеть от важности события, во время которого мы почувствовали определенный запах.
По этой причине запахи, которые сопровождают нас в самые важные моменты, через некоторое время станут наиболее стойкими и легко узнаваемыми. В течении всей жизни человек изменяет и добавляет новые ароматы в свой "обонятельный банк", связанный с воспоминаниями и эмоциями.
АРОМАТЫ КОФЕ
Типичный аромат кофе обычно ассоциируется с определением «свежеобжаренный кофе».
На самом деле в этом аромате бесконечное количество различных пахучих молекул, тысячи оттенков, касающихся наших обонятельных клеток и нашего разума, вызывая калейдоскоп сенсорных воспоминаний.
Во время обжарки кофе приобретает аромат.
Это настоящая алхимия из более чем 800 различных ароматических соединений.
В результате преобразования липидов, белков, углеводов и, наконец, минеральных солей, рождается характерный букет, который изменяется в зависимости от различных переменных, но в основном в зависимости от типа обжарки и сорта.
Аромат кофе содержит множество нюансов, называемых дескрипторами: оттенки карамели, шоколада, пшеницы, свежеиспечённого хлеба, ягод, фруктов, ноток цитрусовых, пряностей, специй. Каждый из этих дескрипторов воспринимается и идентифицируется индивидуально.
В кофейной сфере профессиональная оценка аромата проходит в несколько этапов:
1. Аромат свежемолотого кофе;
2. Аромат заваренного кофе: исследуется прямой запах до первого глотка и на послевкусии.
На втором этапе в мозг передаются главные ароматические тонкости: сладость, горечь, кислотность. Здесь и ноты сандалового дерева, и табака и ладана.
Неудивительно, что кофейный запах, распространяющийся вокруг готовой чашки, привлекает всех.
Доверяйте своему обонянию, развивайте, пробуйте новое и пополняйте свой "обонятельный банк" для того, чтобы точно знать. что вам нравится.
На нашем сайте ищите ваши любимые вкусы и ароматы в дескрипторах. Они указаны в описании под каждым кофейным (и даже чайным) лотом. Узнайте, как кофе может пахнуть свежим лемонграссом или благородным красным вином.