Если вы читаете это на работе (предположим), значит у вас на столе стоит чашка кофе, либо вы планируете выпить ее через час или около того.
В наши дни кофе-брейк является основным продуктом офисной культуры, он настолько прочно укоренился в нашей жизни, что трудно понять, где заканчивается наша страсть к кофе и начинается традиция.
Этот повседневный для нас ритуал не всегда имел такую значимость, были дни, когда в офисах не стояли автоматы, когда самой популярной профессией были не специалисты в IT, а рабочие на фабрике, и, естественно, не на каждой фабрике была комната для кофе-брейков. Особенно если мы говорим про Россию и предшествующий ее Советский Союз. Звучит даже немного комично, не правда ли?
Так что же делали люди в то время?
Объяснений предостаточно, но происхождение кофе-брейка остается загадкой.
История кофе-брейков неразрывно связана с рабочими днями на фабрике. Скажем больше - с начала века он стал одним из краеугольных камней в борьбе за права.
Здесь мы будем говорить про Италию и ближайшую Европу. Там прекращение пить кофе в рабочее время считалось кощунством, но администрация и собственники компаний категорически возражали против идеи предоставить рабочим автомат, «чтобы не давать возможности для отдыха тем, кому платили за работу».
Рабочие все же добились своего - кофе-брейки стали официальной льготой для сотрудников.
Некоторые компании утверждают, что они первыми установили эту привилегию.
Есть те, кто полагает, что перерывы на кофе связаны с изобретением эспрессо-кофемашины. Пытаясь заставить своих рабочих пить кофе быстрее, Луиджи Беззера в 1901 году задумал одну из первых кофемашин эспрессо, в которой давление пара использовалось для проталкивания воды через молотые зерна.
Одной из первых компаний, предложивших официальную передышку в течение рабочего дня, была Buffalo, нью-йоркская Barcalounger Company (в те времена она была известна как Barcalo Manufacturing Company), компания по производству кресел с откидной спинкой, которая в 1902 году сделала 15-минутный перерыв в работе для каждого своего сотрудника. как социальный пакет. Бесплатный кофе для сотрудников был включен в расходы компании с 1901 года.
По мере индустриализации коммерческий (читай: быстрый и дешевый) кофе стал модным, и автоматы быстро раздавали людям чашки черного кофе.
После Второй мировой войны в офисах начали появляться первые автоматы по продаже кофе.
В 1952 году «кофе-брейк» получил свое официальное название, когда Pan-American Coffee Bureau (корпоративная группа по интересам, призванная побудить американцев пить кофе из своих южных соседей - Колумбии и Бразилии) инвестировала 2 миллиона долларов в рекламную кампанию на радио и в прессе, чтобы рекламировать то, что станет привычкой в каждом офисе.
Рекламный лозунг звучал так - “Give yourself a coffee-break – and get what coffee gives to you”.
«Сделайте перерыв на кофе - и получите то, что кофе может вам дать».
Но, возможно, самым большим поворотным моментом для укрепления института кофе-брейка стала забастовка между членами United Auto Workers и крупными автомобильными компаниями Большой Тройки (Chrysler, Ford и GM).
Отметим 1964-й год как борьбу за 12-минутный ежедневный кофе-брейк.
В Италии
1968 год в Италии стал синонимом протестных движений, которые требовали радикальных преобразований общества. Рабочие движения играли центральную роль. На фабриках началась серия забастовок и споров, направленных на расширение прав рабочих.
Это был период трансформации концепции перерывов, которая отказалась от неудобной роли времени, «украденного» для работы, и превратилась в заслуженный момент отдыха и общения.
Стоимость кофе-брейка
Естественно, работодатели быстро заметили улучшение показателей работы своих наемных работников после этих "перерывов на кофе", что было для них довольно убедительным стимулом сохранить эту привычку.
Пространство перед автоматом по продаже горячих напитков внутри компаний стало одним из привилегированных мест для обмена мнениями о работе и личной жизни.
Перед автоматом люди общаются, обмениваются шутками и точками зрения на самые разные темы.
Кофейный автомат внутри компании считается местом скопления людей и, в то же время, местом для отдыха от рутины повседневной работы, местом встречи, где можно отвлечься, попить кофе или перекусить.
Кофе-брейки в других странах
В Германии у них есть « kaffeeklatsch », чтобы собираться и обсуждать события дня за чашкой кофе.
В Англии всё просто - Tea Time - время чая.
В Швеции « фика » - это своего рода перерыв на кофе два раза в день (утром и днем), но это не имеет ничего общего с классическим перерывом в баре или перед кофемашиной. В этом секрет счастливой работы!
«Фика» - это устоявшаяся традиция, священный ингредиент для снижения рабочего стресса!
Об этом расскажем подробнее в одной из следующих статей.
Фактически, эта возможность для обмена и социализация повышают эффективность и производительность настолько, что многие шведские компании сделали их обязательными.
Кстати, такой философии придерживается известная всем нам ИКЕЯ, на их сайте даже есть статья, посвященная «фике». Здесь считают, что во время «фика» рождаются самые лучшие идеи и решения!
Усовия для продуктивной паузы создает не столько кофе, сколько падение социальных иерархий. Работники обмениваются информацией, сглаживают конфликты, удаляют «ржавчину» из мозга. Такой метод социализации благоприятно отражается в творческом подходе и высокой продуктивности сотрудников.
Подводя итоги
Никто точно не знает истинного происхождения кофе-брейка.
Но одно можно сказать наверняка : отдых за чашечкой горячего напитка хорошо скажется на вашей продуктивности (что хорошо для компании). а также для вашего физического и психологического здоровья.